Компьютерная зависимость у ребенка – когда бить тревогу?
вернуться назадКомпьютерная зависимость у ребенка – когда бить тревогу?
Как определить, что у ребенка формируется компьютерная зависимость?
Кира Мезяная, врач-психиатр
Количество детей и подростков с зависимостью от интернета и компьютерных игр год от года растет. Как определить: ваш ребенок в меру развлекается за «компом» или уже «компьютерозависим»?
Предлагаю взрослый разговор о детях. Сегодня с раннего возраста у них в руках планшеты и смартфоны. Конечно, эти технические новинки приобретаются не для того, чтобы звонить родителям или заниматься углубленной подготовкой по школьным предметам. Интернет с его богатством впечатлений да видеоигры – вот новое развлечение детей и в школе, и в детском саду. Очень скоро они научатся выводить на экран порнокартинки и смело действовать в ситуациях игровых сюжетов. А большие компьютерные игры с их жуткими сценариями ежё ждут своего часа. Чем старше становится ребёнок, тем мощнее и современнее покупается для него компьютер – обычно в возрасте 12 -14 лет. Дети охотно проводят за ним время, но ведь это удобно и родителям – тихая, мирная жизнь в доме пока ребенок занят игрой. Кроме того компьютер открывает перспективы интересной и высокооплачиваемой работы – кажется, все только на пользу. Мамы покупают капли для покрасневших глаз сына и витамины. Папы охотно дают деньги на покупку дисков с играми, оплачивают безлимитный интернет, а то и покупку очередного смартфона. Исследования среди студентов показали, что к 20 годам у 90% студентов стаж пользования компьютером (и в первую очередь играми) около 9 лет. На сегодняшний день компьютерную зависимость среди подростков и студентов в Беларуси учёные определяют на уровне 20% (к сведению - при заболевании гриппом 20% населения уже объявляется эпидемия).
А вы действительно уверены, что ребёнок, просиживая десятки часов в неделю за компьютером, занят чем-то полезным? Вы пробовали проследить, сколько часов в сутки он занят игрой (в том числе ночью)? Почему вы уверены, что компьютерные игры полезны для него? Ведь это всего лишь бизнес продаж. Смотрели ли вы на упаковку очередного диска с игрой – для детей какого возраста она предназначена? Нет ли на коробке надписи «Horror» или картинок с расчлененными телами? Посмотрите сами ее графику на экране – картинки этой игры! Вы откроете для себя много нового!
«Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» – эта игра
сразу начинается очень оптимистично: главный герой кончает жизнь самоубийством
через повешение. Поэтому на экране нет
привычной полоски о запасе здоровья главного героя – ведь его физическое тело
мертво. Зато есть полоска душевного
здоровья. Игрок управляет уже призраком
героя - детектива, который по сценарию видит жутких тварей или расчленённые трупы, что ведёт к уменьшению
этой полоски. Когда она достигает
определённого размера под воздействием картин разрушения и распада, этот призрак
- главный герой игры по сюжету может начать галлюцинировать, а затем сойти с ума. Всему этому сопереживает игрок, который к своему
герою часто относится очень трепетно и заботливо.
У компьютерных игр есть своя специфика. Важную роль здесь играет соревнование со сверстниками. Вот что рассказывает один из игроков: «…когда с помощью 20 клавиш я управлял игрой (мышек тогда еще не было), то я умудрялся обыгрывать всех оппонентов. В этот момент я чувствовал себя поистине великим». Другой игрок признаётся: «Когда я впервые увидел на экране игру «&» то понял, что «пропал». Во время игры меня переполняли такие позитивные эмоции, что я уже не мыслил своего существования без сражений с орками, потом с нежитью и т.п. Такого бешеного впрыска адреналина, как в те прекрасные моменты я никогда не испытывал. Ради очередной дозы впечатлений я готов был целыми днями убивать, калечить и разбивать о защитные ограждения толпы врагов. Вообще-то я пацифист, но садясь за компьютер, уже не мог остановиться».
Исследованиями
установлено, что у детей и подростков (и не только у них) играющих ежедневно по
нескольку часов, сюжеты игр начинают вплетаться в сновидения:
Сновидение, рассказанное юным геймером: « Громадный корабль из белого металла висит в небе. Мой друг висит в воздухе, держась за край борта, чтобы не упасть. Я пытаюсь вытащить его, но он падает вниз и корабельные орудия уничтожают его в полёте. Внезапно я сам оказываюсь среди толпы на набережной, которую начинают расстреливать те же корабельные орудия. И мне остаётся только бежать быстрее снарядов».
Возможен следующий этап - игрок начинает видеть автономный виртуальный образ, что называется «наяву». Это когда компьютер выключен, а персонаж игры появляется в комнате. В других случаях он появляется только в темноте. Обратите внимание на случаи, если ваш ребёнок растерян, присматривается к чему-то, не отвечает на вопросы, внезапно пугается без видимой причины и вообще стал каким-то тревожным. В таких случаях следует обратиться к врачу.
Например, школьник 12 лет рассказал, что после многочасовой игры в паре с виртуальной подругой (напарницу в игровых сражениях среди геймеров сейчас принято называть «аватаркой») он, после выключения компьютера, постоянно видит ее в разных местах комнаты.
Студент описал такие видения: «После выключения компьютера передо мной разворачиваются фантастические сюжеты с ситуациями из реальной жизни». Эти видения подобны сновидным (как в сновидении), но порождаются вследствие изменения состояния сознания, которое нельзя назвать здоровым.
Самые главные знания об окружающем мире можно получить только во взаимодействии и общении с другими людьми. Когда человек с раннего возраста много времени проводит за экраном компьютера: в интернете, смотрит видеофильмы или в игре, то его развитие начинает идти по другому пути, у него может начать формироваться аутизм, которому характерно своеобразное поведение, отгороженность от окружающих или скудное, без теплых эмоций общение с людьми. Поэтому так важно не допустить зависимости детей от игр.
Вот основные причины появления зависимости:
1. Беспокойство, вызванное напряжением в школе или дома, конфликты в семье.
2. Постоянно плохое настроение, раздражительность и неудовлетворённость жизнью – компьютер используется для ухода от реальности.
3. Бездеятельность, прикрываемая использованием компьютера вместо того, чтобы выполнить домашнюю работу, заниматься спортом или иначе проявлять активность.
4. Физическая болезнь, из-за которой человек не может покинуть дом.
5. Ощущение своей ненужности и скука – больше нечем заняться.
Как понять, что у вашего ребенка формируется компьютерная зависимость? Исследования учёных установили ряд признаков. Вы можете проверить своего ребенка по следующим трём:
1. Вы заметили, что ваш ребёнок слишком много времени проводит за компьютером. Он стал безразличным к своему внешнему виду, еде, домашним обязанностям и учёбе. Друзья у него теперь в онлайне. Обычно он проводит за компьютером от 25 до 40 часов в неделю (имейте ввиду и ночное время).
2. Сниженное настроение, раздражительность и ощущение пустоты, когда он не может вернуться в интернет или к игре, но эти ощущения исчезают после возвращения к компьютеру.
3. На требования выключить компьютер он, не отрываясь от экрана, или кричит, или отвечает: «ещё немного», или вообще не реагирует. Необходимо вмешательство со стороны, чтобы выключить компьютер, а то и вовсе невозможно это сделать из-за его агрессивной реакции.
Наличие одного-двух признаков из вышеуказанных свидетельствует о развивающейся компьютерной зависимости; всех трёх – о том, что вам необходимо обратиться за помощью к специалисту.
· Все больше детей и подростков играют дни и ночи напролет от 40 - 60 и более часов в неделю.
· Это не может не отразиться на здоровье игрока, однако в медицине до сих пор не утвердилось понятие компьютерно-игровой зависимости.
· В играх присутствует такая завораживающая составляющая как изощрённые убийства, ритуалы мира фэнтази и язычества с главным мотивом «Убей их всех» и, конечно, вседозволенность. Это способствует «размыванию» христианских ценностей, попиранию святости человеческой жизни. «Инструкция не для русских» - это когда родители, которые обязаны опекать своих детей, не обращают внимания на возрастные ограничения на коробке с игрой. В итоге игры «18+» (охотно покупаются) и попадают в руки к младшим школьникам.
· Наше общество очень терпимо относится к новым идеям и продуктам. Это можно объяснить внутренним любопытством, которое присуще каждому человеку. Однако медиасреда в информационном пространстве на самом деле очень агрессивна. В то же время культуре избавления от агрессии уделяется очень мало внимания. Запретительные меры здесь малоэффективны. Агрессивные импульсы накапливаются в человеке по жизни,а точкой выхода этой агрессии становятся компьютерные игры. Но какое влияние компьютерные игры оказывают на здоровье пользователей? – ученые расходятся во мнениях. Их влияние на психическое здоровье изучено недостаточно.
· Для разработчиков игр – это бизнес, главная цель которого продать свой продукт: диск в коробке или порносайт в интернете. Это новый рынок услуг и он пока очень плохо регламентирован. Как известно бизнес никогда не отличался человеколюбием. Поэтому на бизнесменов в этом случае рассчитывать не приходится. Необходимы своего рода «ПВМ» - правила для виртуального мира. Культура потребления на рынке интернет- услуг должна стать важной темой обсуждения в обществе. В самой мудрой книге на земле – Библии сказано, что если мужчина с вожделением смотрит на чужую жену, то этим он уже согрешает (разрушает душевное здоровье). А если молодые люди, а тем более дети, с вожделением часами смотрят порно, занимаются виртуальным сексом или наслаждаются картинами жутких садистических расправ?
· Пока в виртуальном мире не разработаны правила, и попирание моральных норм становится нормой, вашего ребенка защитит только ваша любовь и то время, которое вы уделяете ему здесь и теперь, в нашей реальной жизни.
· Должна сказать, что многие ответственные лица разделяют обеспокоенность педагогов и врачей сложившейся ситуацией. Заместитель мэра г. Минска Карпенко И. В., депутат Палаты Представителей Национального Собрания Шевцов Д.Е., работники Министерства образования, к которым я обращалась по поводу необходимости исследования этой проблемы, неизменно выражали поддержку. Министерством образования Беларуси в 2015 году утверждена тема исследований компьютерной зависимости на базе Белорусского университета информатики и радиоэлектроники, в которой участвую и я. Министерство здравоохранения в 2014 г. утвердило тему исследований компьютерной зависимости среди молодёжи на базе «РНПЦ Психического Здоровья».
Название нашей темы в Министерстве образования:
«Разработка комплекса диагностических предикторов, математических моделей и когнитивных карт для прогнозирования рисков нарушений информационной безопасности обучающихся при коммуникативной, рекреационной и образовательной деятельности в условиях воздействия факторов агрессивной медиасреды. Формирование групп риска для психолого-социально-педагогических исследований на базе учреждений общего среднего, среднего специального и высшего образования»,